Личный кабинет
+7 (9088) 738-363

Административное право

Административное право регулирует общественные отношения, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления и представляет собой совокупность правовых норм, законодательных актов и правил, посредством которых осуществляется публичное управление в государстве или его субъектах. 


По юридическому характеру административно-правовые отношения делятся на:

- материальные (общественные отношения, возникающие в сфере управления, регулируемые материальными нормами административного права)

- процессуальные (отношения, которые складываются в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел и регулируются административно-процессуальными нормами). 


По соотношению прав и обязанностей участников административно-правовые отношения делятся на две группы: 

- отношения, в которых один из участников подчинен другому, — вертикальные правоотношения (характерным для вертикальных административно-правовых отношений является то, что они возникают на основе одностороннего волеизъявления, исходящего от наделенного полномочиями органа или должностного лица). 

- отношения, в рамках которых участники юридически и фактически равноправны, — горизонтальные правоотношения. 


Методы Административного права:

Предписание: установление определенного порядка действий — предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма; 

Запрет: запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, запрещено направлять жалобы граждан на рассмотрение тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы; виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность; 

Дозволение: предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора. Это — «жесткий» вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия (наказания) либо освобождения его от ответственности. Также Дозволение выражается в предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, то есть совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные. Это — «мягкий» вариант дозволения. 


Функции административного права:

Правоисполнительная функция, предопределяемая тем, что административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти. 

Правотворческая функция, являющаяся выражением наделения субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству. 

Организационная функция, проистекающая из организационного характера государственно-управленческой деятельности, который постоянно «поддерживается» нормами административного права. 

Координационная функция, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления. 

Правоохранительная функция, обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых управленческих отношений. 


Совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет административного права, образует административное законодательство. 


Система источников административного права выглядит следующим образом. 

На федеральном уровне: Конституция РФ, Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Постановления Конституционного Суда РФ, Законы РФ о поправке к Конституции РФ, Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, включая законы РСФСР и РФ, кодексы РФ и основы законодательства РФ, Нормативные указы Президента РФ, Нормативные акты палат Федерального Собрания РФ, Нормативные постановления Правительства РФ, Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения). Нормативные акты некоторых федеральных государственных органов с особым статусом (например, Центральный банк РФ). 

На региональном уровне: Конституции (уставы) субъектов РФ, Постановления конституционных (уставных) судов субъектов РФ, Законы субъектов РФ, Нормативные акты высших должностных лиц (глав) субъектов РФ, Нормативные акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, Нормативные акты высших (коллегиальных) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, Нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ отраслевой и функциональной компетенции.

На муниципальном (местном) уровне: Уставы муниципальных образований, Нормативные акты представительных органов муниципального образования, Нормативные акты главы муниципального образования, Нормативные акты местной администрации. 


При совершении нарушения административного характера наступает административная ответственность. Несмотря на то, что она предусматривает не такое строгое наказание, как уголовная, все же ее последствия могут быть достаточно серьезными. Правонарушения этой категории не влекут за собой судимость. К административной ответственности могут привлекаться как физические ,так и юридические лица.

Помощь юристов Тюменской "Инюрколлегии" применительно к данной категории дел выражена в: 

- Представлении интересов  при производстве по делам об административных нарушениях;

- Осуществлении грамотной юридической поддержки во время визитов в государственные органы для пояснений,на допросы;

- Составлении ходатайстайств, жалоб,запросов,исков; 

- Прининятии непосредственного участия в ведении переговорных процессов;

- Получении, контролировании исполнения и обжаловании судебных решений.


Связаться с адвокатом Тюменской "Инюрколлегии" для осуществления юридической помощи предпринимателям необходимо на самых ранних стадиях административного спора. Наиболее предпочтительно – обратиться незамедлительно после выявления должностным лицом (прокуратуры, роспотребнадзора, росстандарта, уфмс, фас, госпожарнадзора, полиции) нарушения законодательства имеющего признаки административного правонарушения.


В таком случае адвокат по административным делам будет иметь наибольшие возможности для разрешения административного спора в пользу предпринимателя и сможет оказать качественную юридическую помощь.


Если вы не знаете к какой категории права относится ваш вопрос, просто позвоните нам и проконсультируйтесь или воспользуйтесь он-лайн чатом внизу страницы.


Возврат к списку